17 причин появления и 6 принципов лечения нервных тиков у детей

Тики – это непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц (моргание, подергивание плечами и головой, сжимание губ, вздрагивание, покашливание, сосание пальцев, выдергивание волос, поднимание одежды и тд.).

Резюме

Сколько бы ни было ребенку лет, родители и педагоги обязаны принять участие в коррекции его поведения. Симптомы невроза — это защитные проявления малыша, страдающего от психологического дискомфорта. Воспитатели и учителя должны быть поставлены в известность о болезни ребенка. Эта мера необходима, чтобы избежать замечаний и одергиваний малыша. Ругать кроху за неконтролируемые движения крайне нежелательно. Нельзя насмехаться и подтрунивать над малышом. Это провоцирует еще больший психологический дискомфорт и вместе с другими причинами может привести к появлению новых симптомов невроза.

Причина и следствия

Первичную психическую травму аутичный ребенок действительно получает через негативное воздействие на доминантный звуковой вектор. Громкие звуки, шумная музыка и даже родительские ссоры могли оказать такое воздействие, в результате которого ребенок со звуковым вектором отгораживается от мира и перестает воспринимать информацию извне.

Увы, но этим трагедия не исчерпывается. В современном мире практически не существует одновекторных людей. А нарушения в доминантном звуковом векторе вызывают лавинообразный каскад отклонений в развитии всех остальных векторов, которые от рождения заданы ребенку. В результате перед нами предстает смешанная картина многочисленных патологических проявлений. Таким образом от состояния звукового вектора зависит развитие ребенка в целом.

В этой статье мы с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана разберем механизм того, как нарушается развитие кожного вектора при детском аутизме, и какие симптомы при этом появляются. Осознавая системные причины поведения своего ребенка и опираясь на рекомендации этой и других системных статей, родители смогут создать максимально комфортные условия для развития врожденных способностей аутичного ребенка.

Причины невроза

Психологи и психотерапевты не относят синдром к глубоким расстройствам. При правильной коррекции и профилактических мерах все убирается.

Навязчивые движения у ребенка возникают и закрепляются как ответная реакция на постоянный внешний стресс или одноразовую психотравмирующую ситуацию.

Малыш может среагировать болезнью на:

Причины невроза
  • Нездоровую обстановку в семье: насилие, скандалы, алкоголизм или наркомания взрослых;
  • Деструктивная модель поведения взрослых, с которых ребенок берет пример: чрезмерная опека, недостаток любви и внимания, насмешки и обесценивание между взрослыми и по отношению к ребенку;
  • Непосильная нагрузка в обучении или требования к ребенку;
  • Конфликты в кругу сверстников, в коллективе, отсутствие социальных связей, одиночество;
  • Травма после аварий или стихийных бедствий;
  • Увечья.
Читайте также:  Вертебро базилярная недостаточность на фоне шейного остеохондроза

Синдром навязчивых движений может появиться даже в самом юном возрасте. Например, годовалый малыш сосет палец, когда остается без мамы. При отсутствии должного внимания со стороны родителей и профессионального лечения, синдром может стать неизлечимым и сопровождать человека всю жизнь.

Психотерапевтическое воздействие

Психотерапия является основным способом устранения симптомов невротических расстройств. Избавиться от навязчивых движений можно путем длительного анализа семейного быта в поисках причин внутренних конфликтов у малыша. Причиной появления заболевания может выступить строгое воспитание и жестокое обращение со стороны родителей. Нередко психологические проблемы в детском возрасте возникают по вине психотравмирующих факторов, оставляющих след в подсознании. Формированию болезни может способствовать генетическая предрасположенность, употребление алкоголя или наркотиков одним из родителей или открытый конфликт с окружающими.

Педагогическая запущенность, выражающаяся в виде отсутствия контроля над развитием малыша, является самой распространенной причиной появления данной патологии. По словам специалистов, внутрисемейные конфликты, связанные с нежеланием иметь ребенка или неприятием его пола, также могут вызвать психические нарушения.

Психотерапевтическое воздействие

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что существует множество различных факторов, которые могут выступить в качестве почвы для формирования болезни. В обязанности врача входит поиск причины появления болезни. Для этого, следует адекватно подойти к оценке каждого из участников семьи. Только взгляд со стороны может выявить недостатки в поведении родителей, которые стали причиной внутренних конфликтов у ребенка. Важно отметить, что у подростков наблюдаются проблемы в создании коммуникативной связи с психотерапевтом в виду особенностей пубертатного периода.

В терапии данного личностного расстройства используется методика, построенная на играх. После того как психолог установит контакт с ребенком, моделируется ситуация, в которой есть третий участник (чаще всего мягкая игрушка). В моделируемых условиях, третий участник игры имеет проблемы, связанные с контролем своего тела. Задача врача воссоздать те признаки расстройства, что беспокоят малыша. Результатом подобных игр является полное раскрытие ребенка и обозначение внутренних конфликтов, которые выступают в роли причин двигательных нарушений.

Благодаря «пластичности» детской психики, специалист получает возможность разбирать в моделируемых ситуациях те моменты, что болезненны для ребенка. Перенос реальных событий в условия игрового мира позволяет врачу получить обширную информацию о внутреннем климате в семейных отношениях. Методика игры – один из самых легких способов узнать о проблемах, которые тревожат ребенка.

Также специалисты отмечают положительное влияние сеансов семейной психотерапии. В данном случае, каждый из членов семьи получает возможность ознакомиться с последствием собственных педагогических ошибок, которые отражаются на состоянии здоровья малыша. В этом примере, психолог выступает в роли «третьего лица», которое беспристрастно оценивает поведение взрослых.

Психотерапевтическое воздействие

В случае с детьми школьного возраста используются адаптивные практики, которые обучают ребенка созданию коммуникативных связей со сверстниками. Проработка проблем имеет особую важность в тех ситуациях, когда подросток занимает позицию жертвы. Поведенческий метод психотерапии помогает подросткам повысить собственную самооценку и успешно интегрироваться в социум. Метод эмотивного воображения, позволяющий представить себя в героическом образе, помогает взглянуть на имеющиеся проблемы под другим ракурсом. Эмотивный метод применяется в тех ситуациях, когда невроз навязчивых движений у детей сопровождается фобиями и паническими атаками.

Читайте также:  Вестибулярная гимнастика при головокружении

Окр у детей: почему это бывает и как его лечить

— Чего родители ребенка с ОКР не должны делать ни в коем случае?

— Первое. Не относить проявления ОКР на свой счет. У некоторых людей навязчивости могут быть направлены на других людей, например, «мама, ты меня любишь?», «мама, ты меня никому не отдашь?», «мама, я плохой?»

Второе. Недопустимо провокативное или агрессивное поведение: «ещё раз так скажешь, я тебя отдам!», «ещё раз так скажешь, по-настоящему отравлю!», «ты меня достала!». Это будет приводить только к усилению проблем ребенка.

Физическая агрессия, несмотря на видимую мгновенную эффективность (некоторые родители ее практикуют, к сожалению), в будущем может привести к аутоагрессии. Например, родители ударили ребенка, который не может переступить через порог, и он сделал шаг.

Родители создали ребенку интенсивные эмоции, которые перебили его тревогу, но не убрали его страх. И человек приучается со своими тревогами и страхами справляться с помощью боли.

В худшем варианте это может привести к тому, что он сам будет себя повреждать для того, чтобы справиться с беспокойством.

Третье. Ни в коем случае нельзя отказываться от лечения.

ОКР иногда бывает тихим и малозаметным для других. Например, подросток чуть больше времени проводит в ванной, ребенок несколько раз повторяет одно и то же, у него есть странные привычки, и близкие воспринимают это как чудачества.

Из-за этого кажется, что ничего страшного, лечить не надо.

При этом внутри человека может происходить жуткая борьба за отсутствие дискомфорта, ему приходят в голову очень неприятные или мешающие навязчивости, которые внешне могут ясно не проявиться, но для ребенка или подростка это каждодневный ад.

Либо ребенок слишком пунктуальный, вовремя приходит, старается все сделать по правилам, учится на «отлично», – и в такой ситуации родители начинают сомневаться в необходимости лечения. В то время как стремление все делать идеально – один из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства.

Иногда в основе отказа лечить ребенка лежит собственная внутренняя тревога родителей. Она может выражаться в убежденности, что «химия» (фармпрепараты) вредна, а полезно только то, что выросло на грядке или в лесу. Это не что иное, как собственная попытка контролировать процессы жизни и смерти, из-за которой родители отказывают в помощи детям (не дают им необходимые им лекарства).

Читайте также:  Биотин для волос: полезные свойства, влияние на организм

Некоторые родители отказываются водить детей на психотерапию, потому что ходить на терапию – это признать, что в твоей семье проблемы. И из-за страха или предрассудков родителей дети не получают нужную им помощь.

Терапия при неврозе навязчивых движений

Как избавиться от такой проблемы, как навязчивые движения у детей? Лечение предусматривает разные виды терапии, в зависимости от степени проявления и тяжести симптомов расстройства.

Если в одних случаях медикаментозное лечение не требуется, то в других применяются лекарственные средства. Наиболее эффективно сочетание психотерапевтических сеансов у детского психолога и медикаментозной терапии. Вместе с тем родители должны понимать, что для успешного выздоровления ребёнка им тоже придётся приложить некоторые усилия.

В первую очередь стоит пересмотреть свои методы воспитания. Недопустимо применения криков и рукоприкладства по отношению к ребёнку. Взгляд и голос всегда должны быть спокойными и доброжелательными.

Кроме этого малыша нужно приучать к самостоятельности, аккуратности и чистоплотности, причём с самого раннего возраста. Нелишним будет проведение закаливаний, общение со сверстниками, совместное чтение и так далее. При этом важно не переусердствовать и не допустить как физического, так и умственного переутомления.

Желательно каждый день хотя бы по несколько минут танцевать вместе с ребёнком. Нужно подобрать веселые и ритмичные песни, которые будут нравиться в первую очередь самому малышу.

Комментарий врача

Доктор Комаровский советует не относиться к ребенку, как к больному. Невроз — это не заболевание, а расстройство психоэмоционального состояния. Необходимо начинать устранение проблемы с пересмотра эмоциональной обстановки в семье, результатом которой чаще всего и является синдром навязчивых движений у детей. Лечение заключается в первую очередь в поиске и изменении ситуации, которая привела к проблеме. Пересмотрите быт, свободное время детей, удалите из их жизни «взрослые скандалы» и выяснения отношений. Нормализуйте атмосферу в доме и обязательно проконсультируйтесь с детским психологом.

Гимнастика для глаз. Эффективный комплекс упражнений

Двигательная глазная активность помогает расслабить мышцы и снять напряженность:

  1. По 20 раз поднимать глазные яблоки вверх и вниз.
  2. По 20-30 раз водить глазами вправо-влево.
  3. Вращательные движения — поочередно делать круговой обзор по часовой стрелке и против по 10 раз.
  4. Отдых – закрыть глаза ладонями на 30-40 секунд, дать глазам полностью погрузиться во тьму. Затем разомкнуть глаза и посмотреть вдаль такое же время. Повторить 5-7 раз.
  5. Чередование – поморгать глазами 10-12 раз, затем закрыть и расслабиться на 35-40 секунд. Делать 5-6 раз.

Гимнастика для глаз. Эффективный комплекс упражнений

Маленьким детям занятия гимнастикой следует проводить под контролем взрослых.