Игры на развитие памяти у дошкольников: 10 интересных

Игры на развитие памяти у дошкольников полезны не только тем деткам, которым скоро идти в школу. Заниматься с ребенком и развивать его воображение, память и логику нужно с самого малого возраста – сразу после года. Почему так рано? Потому, что это весьма сложный процесс, на формирование которого необходимо время, ведь в сборе информации (которой, к слову сказать, с возрастом становится еще больше) участвует не только мозг, а также все чувства и эмоции.

Почему важно развивать память именно в игре

Видов памяти на самом деле очень много, и все они делятся на разные критерии по способу запоминания, сроку и форме хранения информации, а также по участию воли и мышления в процессе запоминания. Кому-то легко запомнить информацию с помощью слуха, кто-то быстрее запоминает увиденное. Одни люди запоминают раз услышанное (увиденное или прочувствованное) легко и надолго, а другим, чтобы припомнить что-то важное, нужно напрячься.

Давно было подмечено, что чем меньше ребенок, тем легче он воспринимает любую информацию, которая ему интересна. Поэтому занятия с малышом нужно проводить в игре, ведь именно она является основой детской познавательной деятельности.

Очень важно развивать все виды памяти у ребенка одновременно. По типу восприятия информации дети делятся на тех, кто лучше запоминает информацию с помощью:

Почему важно развивать память именно в игре
  • слуха;
  • зрения;
  • тактильных ощущений;
  • движения;
  • эмоций.

Детки от года до четырех лет чаще всего всё запоминают непроизвольно. Им от рождения дано запоминать вкус продуктов, голоса и лица людей, запахи, мелодии, животных, яркие картинки – всё, что привлекает их внимание. Но чем больше пополняется их словарный запас и чем больше впечатлений они получают, тем сильнее увеличивается их способность к приему другой информации. Например, дети 4-6 лет уже легко запоминатют стихи, события из собственной жизни, пересказывают истории, от кого-то услышанные или где-то ими подсмотренные, повторяют движения в танце или мастерят какую-нибудь поделку своими руками.

Читайте также:  Неврит срединного нерва руки: причины и симптомы воспаления, способы диагностики и лечения

Специальной наукой, кинезиологией, давно доказана связь физической активности с эмоциями, творчеством и интеллектуальными способностями человека. На видео показаны несколько упражнений, которые помогают развить внимание и память ребенка.

Работаем над ассоциативной памятью

Реклама

Ассоциативная память позволяет улучшить память в целом. Благодаря ей человек, увидев какой-то предмет, подсознательно выстраивает длинную цепочку ассоциаций и приходит к желаемому результату. Существует специальная мнемотехника с упражнениями для развития памяти школьников.

Это требует большего участия учителя или воспитателя. И лучше всего действует в небольших группах – до 5 человек – или при индивидуальном обучении.

Например, можно использовать ассоциативные цепочки. То есть нужно назвать два совершенно разных предмета или понятия и постараться соединить их цепочкой. К примеру, арбуз и война. Цепочка будет следующей: арбуз – овощ – фрукт – гранат – граната – оружие – война. Это развивает не только ассоциативную память, но и логическую.

Вам будет интересно:Выдающийся кораблестроитель и академик Крылов Алексей Николаевич

Также можно составить список из ряда предметов, например: борщ, молоко, картофель, торт, сосиска. А ребенок должен определить, какое слово объединяет их все между собой. Прекрасное занятие для долгой поездки, когда ребенка надо развлечь, а взрослым нельзя отвлекаться от дороги.

Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-лет)

У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.

Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.

Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.

Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.

В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.

На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.

Двигательная память

  • ТАНЕЦ

Цель игры: помочь малышу в раз­ви­тии дви­га­тель­ной памяти, сде­лать его дви­же­ния более лов­кими и ско­ор­ди­ни­ро­ван­ными, повы­сить его само­кон­троль, научить быть более вни­ма­тель­ным к себе. Это уни­вер­саль­ная игра, направ­лен­ная на раз­ви­тие не только дви­га­тель­ной памяти, но и зри­тель­ной, слу­хо­ре­че­вой, а также про­стран­ствен­ных пред­став­ле­ний и воображения.

Воз­раст детей: от 1,5 года.

Инструк­ция и ход игры: взрос­лый при­ду­мы­вает и пока­зы­вает ребенку неболь­шой танец – набор про­стых дви­же­ний в опре­де­лен­ном порядке (при­топы, хлопки, при­се­да­ния, пово­роты и т. п.). Ребенку нужно как можно лучше запом­нить дви­же­ния и повто­рить их само­сто­я­тельно. Потом ребе­нок и взрос­лый меня­ются ролями.

Услож­няя игру, дви­же­ния можно сопро­вож­дать раз­лич­ными стиш­ками. В про­цессе танца можно не сто­ять на одном месте, а исполь­зо­вать про­стран­ство всей ком­наты. Также можно попро­сить ребенка пред­ста­вить испол­ни­теля танца. Тан­це­вать в раз­ной манере будут, напри­мер, мишка и зайка, наряд­ная кукла и солдатик.

* * *

Помимо опи­сан­ных в этой главе игр и упраж­не­ний можно раз­ви­вать все виды памяти ребенка в повсе­днев­ной жизни, в быту. Про­сите ребенка время от вре­мени, закрыв глаза, уга­ды­вать на ощупь при­не­сен­ный вами пред­мет (так­тиль­ная память), на вкус уга­ды­вать при­го­тов­лен­ное блюдо, по звуку (шум, треск, звон и т. д.) опре­де­лять зна­ко­мый ему источник.

Читайте также:  Восстановление руки после инсульта без устройств и врачей

Такие малень­кие загадки помо­гут в пол­ной мере раз­вить не только память, но и сен­сор­ную сферу малыша.

МЫШЛЕНИЕ

Мыш­ле­ние, бес­спорно, явля­ется одной из наи­важ­ней­ших состав­ля­ю­щих пси­хики чело­века. Трудно пред­ста­вить реа­ли­за­цию какого-либо вида дея­тель­но­сти без под­клю­че­ния мыш­ле­ния. Как под­чер­ки­вал Л. С. Выгот­ский, раз­ви­тие мыш­ле­ния явля­ется цен­траль­ным для всей струк­туры созна­ния и для всей системы дея­тель­но­сти пси­хи­че­ских функ­ций. С ним тесно свя­зана и идея интел­лек­ту­а­ли­за­ции всех осталь­ных функ­ций, то есть изме­не­ния их в связи с осмыс­ли­ва­нием. В связи с этим ребе­нок начи­нает разумно отно­ситься к своей пси­хи­че­ской деятельности.

Учи­ты­вая осо­бую важ­ность раз­ви­тия мыш­ле­ния для дости­же­ния ребен­ком опре­де­лен­ного ста­туса в жизни, мно­гие совре­мен­ные роди­тели увле­ка­ются ран­ней «интел­лек­ту­а­ли­за­цией» сво­его чада, выби­рая соот­вет­ству­ю­щие раз­ви­ва­ю­щие мето­дики. Нельзя отри­цать, что в подоб­ных мето­ди­ках может содер­жаться дей­стви­тельно полез­ная для при­ме­не­ния на прак­тике инфор­ма­ция, но в чистом виде сле­до­ва­ние таким мето­ди­кам, к сожа­ле­нию, себя мало оправ­ды­вает, так как они в своем боль­шин­стве не учи­ты­вают общих зако­но­мер­но­стей раз­ви­тия ребенка. Еще раз, воз­вра­ща­ясь к прин­ци­пам, изло­жен­ным выше, хочется под­черк­нуть, что в раз­ви­тии и обу­че­нии ребенка важно ори­ен­ти­ро­ваться на зону его бли­жай­шего раз­ви­тия и не забы­вать о вза­и­мо­дей­ствии с ребен­ком через игру.

Мыш­ле­ние носит инте­гра­тив­ный харак­тер. Его раз­ви­тие тес­ней­шим обра­зом свя­зано с раз­ви­тием дру­гих пси­хи­че­ских функ­ций. Поэтому раз­ви­вать мыш­ле­ние в отрыве от них неце­ле­со­об­разно. Каж­дая сту­пенька в лест­нице раз­ви­тия имеет свое зна­че­ние и смысл для успеш­ного про­хож­де­ния даль­ней­ших эта­пов раз­ви­тия. Необ­хо­димо пройти все преды­ду­щие сту­пеньки не пере­пры­ги­вая. Свое­вре­мен­ное мотор­ное раз­ви­тие, раз­ви­тие вос­при­я­тия и вни­ма­ния, памяти и, конечно, речи – все это обя­за­тель­ная база для раз­ви­тия мышления.