Игры на развитие памяти у дошкольников полезны не только тем деткам, которым скоро идти в школу. Заниматься с ребенком и развивать его воображение, память и логику нужно с самого малого возраста – сразу после года. Почему так рано? Потому, что это весьма сложный процесс, на формирование которого необходимо время, ведь в сборе информации (которой, к слову сказать, с возрастом становится еще больше) участвует не только мозг, а также все чувства и эмоции.
Почему важно развивать память именно в игре
Видов памяти на самом деле очень много, и все они делятся на разные критерии по способу запоминания, сроку и форме хранения информации, а также по участию воли и мышления в процессе запоминания. Кому-то легко запомнить информацию с помощью слуха, кто-то быстрее запоминает увиденное. Одни люди запоминают раз услышанное (увиденное или прочувствованное) легко и надолго, а другим, чтобы припомнить что-то важное, нужно напрячься.
Давно было подмечено, что чем меньше ребенок, тем легче он воспринимает любую информацию, которая ему интересна. Поэтому занятия с малышом нужно проводить в игре, ведь именно она является основой детской познавательной деятельности.
Очень важно развивать все виды памяти у ребенка одновременно. По типу восприятия информации дети делятся на тех, кто лучше запоминает информацию с помощью:

- слуха;
- зрения;
- тактильных ощущений;
- движения;
- эмоций.
Детки от года до четырех лет чаще всего всё запоминают непроизвольно. Им от рождения дано запоминать вкус продуктов, голоса и лица людей, запахи, мелодии, животных, яркие картинки – всё, что привлекает их внимание. Но чем больше пополняется их словарный запас и чем больше впечатлений они получают, тем сильнее увеличивается их способность к приему другой информации. Например, дети 4-6 лет уже легко запоминатют стихи, события из собственной жизни, пересказывают истории, от кого-то услышанные или где-то ими подсмотренные, повторяют движения в танце или мастерят какую-нибудь поделку своими руками.
Специальной наукой, кинезиологией, давно доказана связь физической активности с эмоциями, творчеством и интеллектуальными способностями человека. На видео показаны несколько упражнений, которые помогают развить внимание и память ребенка.
Работаем над ассоциативной памятью
Реклама
Ассоциативная память позволяет улучшить память в целом. Благодаря ей человек, увидев какой-то предмет, подсознательно выстраивает длинную цепочку ассоциаций и приходит к желаемому результату. Существует специальная мнемотехника с упражнениями для развития памяти школьников.
Это требует большего участия учителя или воспитателя. И лучше всего действует в небольших группах – до 5 человек – или при индивидуальном обучении.
- Мастер – класс «Развитие памяти …
- Развитие памяти у детей дошкольного …
- Развитие памяти у детей старшего …
- Упражнения для развития памяти младших …
Например, можно использовать ассоциативные цепочки. То есть нужно назвать два совершенно разных предмета или понятия и постараться соединить их цепочкой. К примеру, арбуз и война. Цепочка будет следующей: арбуз – овощ – фрукт – гранат – граната – оружие – война. Это развивает не только ассоциативную память, но и логическую.
Вам будет интересно:Выдающийся кораблестроитель и академик Крылов Алексей Николаевич
Также можно составить список из ряда предметов, например: борщ, молоко, картофель, торт, сосиска. А ребенок должен определить, какое слово объединяет их все между собой. Прекрасное занятие для долгой поездки, когда ребенка надо развлечь, а взрослым нельзя отвлекаться от дороги.
Тренировки на концентрацию внимания и внимательность для школьников (10-лет)
У подростков способности усваивать материал находятся на самом высоком уровне.
Важно! Лучший способ, как развивать внимательность – читать ноты, играть на музыкальных инструментах. Заинтересуйте школьника чтением, настольными играми, судоку. Это увеличит словарный запас.
Нет лучшего метода, как развить внимательность у ребенка 10 лет, чем проверка его наблюдательности. Когда вы гуляете вместе, попросите описать в подробностях уже пройденный участок дороги.
Игра «Шаг назад» тренирует кратковременную память. Запишите на листике буквы, диктуйте их. Сделайте остановку. Попросите назвать последние 3 или 4 буквы. Визуальный вариант можно проводить с карточками с нарисованными геометрическими фигурами. Необходимо будет назвать форму и цвет.
В этом возрасте прекрасным вариантом, как повысить внимательность станет устное решение примеров из нескольких действий. Метод тренирует устойчивость внимания. Распределение, переключение совершенствуются, когда одновременно решаются примеры и мама читает вслух короткие пословицы, а затем просит их повторить.
На развитие мозга ребенка влияет множество факторов. Но настойчивые занятия, забота взрослых обеспечат отличную успеваемость и его успешность в будущем.
Двигательная память
- ТАНЕЦ
Цель игры: помочь малышу в развитии двигательной памяти, сделать его движения более ловкими и скоординированными, повысить его самоконтроль, научить быть более внимательным к себе. Это универсальная игра, направленная на развитие не только двигательной памяти, но и зрительной, слухоречевой, а также пространственных представлений и воображения.
Возраст детей: от 1,5 года.
Инструкция и ход игры: взрослый придумывает и показывает ребенку небольшой танец – набор простых движений в определенном порядке (притопы, хлопки, приседания, повороты и т. п.). Ребенку нужно как можно лучше запомнить движения и повторить их самостоятельно. Потом ребенок и взрослый меняются ролями.
Усложняя игру, движения можно сопровождать различными стишками. В процессе танца можно не стоять на одном месте, а использовать пространство всей комнаты. Также можно попросить ребенка представить исполнителя танца. Танцевать в разной манере будут, например, мишка и зайка, нарядная кукла и солдатик.
* * *
- Развитие зрительной памяти: упражнения …
- Тихомирова Л. Ф. Развитие …
- Развитие зрительного восприятия у детей …
- Развитие памяти у детей с нарушением …
Помимо описанных в этой главе игр и упражнений можно развивать все виды памяти ребенка в повседневной жизни, в быту. Просите ребенка время от времени, закрыв глаза, угадывать на ощупь принесенный вами предмет (тактильная память), на вкус угадывать приготовленное блюдо, по звуку (шум, треск, звон и т. д.) определять знакомый ему источник.
Такие маленькие загадки помогут в полной мере развить не только память, но и сенсорную сферу малыша.
МЫШЛЕНИЕ
Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций. С ним тесно связана и идея интеллектуализации всех остальных функций, то есть изменения их в связи с осмысливанием. В связи с этим ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности.
Учитывая особую важность развития мышления для достижения ребенком определенного статуса в жизни, многие современные родители увлекаются ранней «интеллектуализацией» своего чада, выбирая соответствующие развивающие методики. Нельзя отрицать, что в подобных методиках может содержаться действительно полезная для применения на практике информация, но в чистом виде следование таким методикам, к сожалению, себя мало оправдывает, так как они в своем большинстве не учитывают общих закономерностей развития ребенка. Еще раз, возвращаясь к принципам, изложенным выше, хочется подчеркнуть, что в развитии и обучении ребенка важно ориентироваться на зону его ближайшего развития и не забывать о взаимодействии с ребенком через игру.
Мышление носит интегративный характер. Его развитие теснейшим образом связано с развитием других психических функций. Поэтому развивать мышление в отрыве от них нецелесообразно. Каждая ступенька в лестнице развития имеет свое значение и смысл для успешного прохождения дальнейших этапов развития. Необходимо пройти все предыдущие ступеньки не перепрыгивая. Своевременное моторное развитие, развитие восприятия и внимания, памяти и, конечно, речи – все это обязательная база для развития мышления.