Развитие памяти у детей 3-7 лет: игры и упражнения

Ваше вихрастое чудо подросло и заметно вытянулось. Еще вчера оно с азартом гоняло паровозики по полу, качало и укладывало спать плюшевого мишку. А сегодня, взгромоздясь на стул и закусив от напряжения губу, старательно выводит букву за буквой, вписывает столбиком цифры, сражается с таблицей умножения.

Слуховая память у детей

Слуховая память является разновидностью образной памяти, которая состоит из таких процессов, как запечатление, сохранение и воспроизведение слуховых образов. Способность учиться с помощью устных объяснений и инструкций считается фундаментальным умением, которое пригодится в течение всей жизни.

Хорошая слуховая память необходима для овладения правилами орфоэпии, навыками интонирования и выразительного чтения. Слабые слуховые навыки могут привести к появлению трудностей при овладении навыками чтения, при изучении языков и норм правописания.

Развитие памяти у детей: весело и интересно

Дети 3-7 лет усваивают информацию непроизвольно и умеют отделять то, что их интересует от того, что кажется им неважным. Поэтому развивать память у дошколят нужно так, чтобы малышу было интересно получать новую информацию — в противном случае ребенок просто «отфильтрует» ее как ненужную. С такой задачей отлично справляются развивающие кружки, где специально подготовленные педагоги помогут вашему ребенку научиться запоминать.

Для малыша вы являетесь авторитетом и лидером мнений, поэтому в возрасте от 3 до 7 лет ему очень важно чувствовать вашу опеку и интерес к его успехам. Постарайтесь уделять ребенку время и выполняйте с ним развивающие упражнения вне центров раннего развития.

Развитие зрительной памяти у детей

Для развития зрительной памяти дошкольнику можно предложить игру с картинками: покажите ребенку сначала картинку с вещью, которую он хорошо знает (машина, дерево, собака) и предложите запомнить, что на ней изображено. После этого покажите вторую картинку того же предмета, у которого отсутствует какая-то деталь (колесо, крона, ошейник) и попросите его рассказать, чего не хватает на изображении.

Развитие слуховой памяти

Для тренировки слуховой памяти вы можете поиграть с ребенком в хорошо известную многим с детства игру «Снежный ком». Играть в эту игру очень просто: задайте с ребенком простое предложение («Я иду купаться», «У меня есть машинка») и добавляйте с ним к фразе по одному слову («…и беру шампунь», «…беру шампунь и мочалку», «…с колесами» «…и фарами»). Просите ребенка повторять предложение каждый раз с самого начала.

Развитие логико-словесной памяти

Логико-словесную память можно развить с помощью простого упражнения, которое часто используют педагоги в развивающих центрах для детей. В ходе упражнения дошкольник должен связать между собой пары слов, между которыми нет очевидной логической связи (карандаш и кот, яблоко и ворона, куст и балкон) и попросите его придумать, как связать эти слова.

Предложите составить маленький рассказ: например, пока ребенок рисовал, кот укатил карандаш под диван. Даже просто читая с книгу с ребенком или заучивая стишок, мы также стимулируем словесно-смысловую память; при этом не забывайте задавать вопросы: «В чем был одет герой?», «С кем он встретился по дороге?» и т.п.

Читайте также:  Головной мозг: строение и функции, общее описание

Развитие двигательной памяти

Среди самых эффективных упражнений для развития мышечной и двигательной памяти – игра «Делай, как я делаю». Покажите несколько движений ребенку и попросите повторить. Затем наоборот – пусть он покажет вам свои, а вы повторите за ним. Получится и полезно для памяти, и очень забавно!

Немного о питании

Кроме тренировочных упражнений на разные виды памяти, обратите внимание на питание вашего ребенка. Включите в его рацион цельнозерновые продукты, орехи, рыбу, бобовые, гречку. Эти продукты содержат в себе большое количества тиамина и пиродоксина, которые помогают улучшить работу мозга, повысить интерес к познанию новой информации, а также стимулируют работу нейромедиаторов, которые отвечают за строительство клеток мозга и улучшают настроение.

Находите время для посещения детских праздников, мастер-классов для детей и других интересных мероприятий, познавайте мир вместе со своими детьми с помощью KidsVisitor!

Полезна ли эта статья

Да (3) Нет ()

Поделиться:

Facebook Twitter

Игры на развитие внимания для детей лет

Первые занятия сделайте максимально простыми. Заинтересуйте дочку или сына, не говорите строгим голосом: «А сейчас мы пойдём заниматься». Лёгкие, непринуждённые упражнения в игровой форме наверняка заинтересуют ребёнка. Заготовьте несколько призов, вручите для поощрения.

Кто живёт в лесу

Бросьте мячик малышу, скажите: море (лес, пруд, пустыня). Ребёнок должен вернуть мяч, назвать зверя или птицу из этой местности.

Раскраска по цифрам

Купите книжечку с крупными элементами или скачайте рисунок из интернета. Задача – раскрасить картину. Каждый цвет соответствует определённой цифре, например, 5 – красный, 7 – зелёный и так далее. Если действовать правильно, получится красивый рисунок.

Развитие активного внимания

Отличная игра для малыша и его друзей. Детки шагают по кругу, ведущий говорит: «лошадка» – нужно поскакать, «мишка» – переваливаться с ноги на ногу, «цапля» – встать на одну ножку. При слове «зайка» нужно попрыгать, «самолёт» – раскинуть руки, полететь и так далее.

Игры на развитие внимания для детей лет

Вспомни фигуру

Задание легко усложнить:

  • нарисовать треугольники разного цвета;
  • нарисовать одно наименование фигур разного размера;
  • изобразить контуры фигур, закрашенные детали.

Вспомни зверя (птицу)

Игра подобна предыдущей, но вместо кругов и треугольников используйте изображения животных, зверей или птиц. Можно разнообразить задание, попросить малыша рассказать всё, что он знает, о живых существах. Подберите интересные факты, о которых ребёнок не догадывается, дополните его познания своим рассказом.

Кто пропал

Поставьте в ряд несколько игрушек. Ребёнок закрывает глаза, вы убираете один предмет, затем просите назвать отсутствующего героя.

Постепенно усложняйте задачу:

  • убирайте не одну, а две, три, четыре и более игрушки;
  • спрячьте всех зверей, попросите рассадить их, как в начале занятий. Не ставьте слишком много предметов, чтобы ребёнок не разочаровался в своих силах.

Угадай зверя

Играйте всей семьёй, пригласите друзей: так интереснее, веселее. Каждый по очереди изображает птичку, домашнее животное или дикого зверя. Нельзя называть героя, нужно показывать характерные действия: мишка косолапит, сосёт лапу, собирает шишки, зайка прыгает, грызёт морковку и так далее. Взрослые показывают пример, чтобы малыш не стеснялся, понял задание.

Найди клад

Нарисуйте план комнаты с крупными деталями, объясните сыну или дочке, как читать его, что означают некоторые (но не все) детали. Расскажите, что в одном месте вы спрятали приятный сюрприз для него, эта зона обозначена крестиком. Пусть малыш поищет клад, ориентируясь на схематические изображения предметов.

Игры на развитие внимания для детей лет

Летает или нет

Игру знает не одно поколение, но ценность её не уменьшается. Меняйтесь ролями сыном или дочкой: так интереснее.

Читайте также:  Роль базальных ядер в обеспечении двигательных функций

Суть:

  • ведущий говорит: «Чайка (орёл, воробей) летает». Если это правда, второй участник должен поднять руки;
  • ведущий говорит: «Стол (кастрюля, шкаф) летает». Ребёнок должен спокойно стоять, руки вниз.

Обычно игра вызывает много смеха из-за ошибок. По ходу занятий расскажите о птицах, которые не летают, а быстро бегают (страусы эму и нанду с короткими крыльями, птица киви с крылышками длиной 5 см, без хвоста) или хорошо плавают, ныряют (не летающие морские птицы – пингвины). Плюсы от занятий: тренировка внимания, развитие кругозора.

Съедобное – несъедобное

Ещё одна знакомая игра. Подходит для двух, трёх и более участников. Ведущий бросает мяч, называет продукты питания, блюда и несъедобные предметы. Если можно кушать, игрок ловит мяч, если вещь несъедобная, нужно оттолкнуть мячик, не ловить.

Самый внимательный

Положите на поднос мелкие предметы: брелок, колечко, календарик, ключи, конфету и так далее. Вначале используйте не более пяти-шести элементов, позже усложняйте задачу.

Детки смотрят на предметы 1 минуту, затем отворачиваются. Вы убираете с подноса одну вещь или добавляете новую. Задача: выяснить, что изменилось.

Найди отличия

Хорошая игра для тренировки внимания, наблюдательности:

  • первый вариант. Предложите две картинки с небольшими изменениями. Попросите найти 3–6 отличий;
  • второй вариант: сравнить картинку с той же, но в зеркальном отражении, на которой есть изменения.
Игры на развитие внимания для детей лет

[note]Совет! Вначале элементы делайте крупными, постепенно увеличивайте количество отличий, уменьшайте размер деталей.[/note]

Подобных игр много в онлайн-форме. Если малыш освоил компьютер, предложите этот, практически, беспроигрышный вариант.

Пазлы

Купите коробочку с яркими, красочными пазлами. Вначале учите малыша собирать картины из крупных элементов, позже покупайте полотна из более сложных, «непонятных» деталей. Кроме внимания, пазлы развивают усидчивость, настойчивость, терпение.

Найди кусок торта

Подберите несколько изображений красивых тортиков, вырежьте из каждого по одному куску. Разложите торты в ряд, попросите малыша подобрать «правильный» кусок от торта. Подобные игры есть в онлайн-варианте.

Зачем тренировать память?

Если заняться упражнениями развития памяти, то с течением времени появляются возможности и способности для поглощения большого объема информации. Слова, поступки, действия, мыслеобразы, все увиденное, осязаемое, ощущаемое и услышанное легче усваиваются и воспроизводятся по истечении длительного периода времени относительно до тренировок. Например, без тренировки памяти можно выучить четверостишье, но если память развита и натренирована, то легче запомнить стихотворение в несколько страниц.

Развитие памяти важный инструмент во всех проявлениях жизни, что в учебе, работе или семье, так как повышается уровень взаимодействия с окружающем миром. Например, услышанная красивая фраза, может быть применена спустя полгода в ходе важных переговоров или сам разговор можно строить более конструктивно за счет большого объема запаса слов, выражений, образов.

Развиваем память у младших школьников: простые и полезные упражнения и игры

Современное образование значительно отличается от образования, которое получили многие родители будущих и нынешних первоклассников. Мы все удивляемся, как ребенок в 1-ом классе изучает то, что раньше мы делали только в 3-5 классе. Поэтому перед поступлением в школу, родители должны заранее заняться подготовкой ребенка и развитием его внимания, концентрации и памяти, чтобы он успевал за школьной программой и справлялся с домашним заданием.

  • Предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут детям от 4-х до 8 лет развить память.
  • Упражнения для развития памяти у детей младшей школы:
  • Для развития зрительной памяти
Развиваем память у младших школьников: простые и полезные упражнения и игры
  • “Цветной ряд” — разложите 5-7 разноцветных кубиков перед ребенком. Засеките 30 сек и закройте ряд. Попросите ребенка расставить другие кубики (или нарисовать) по цвету в точно такой же последовательности. Проделывайте так несколько раз с разными комбинациями, пока ребенок не будет каждый раз выставлять правильно. Потом можно увеличивать количество кубиков и сокращать время для запоминания.
  • “Зоопарк” — Попросите ребенка посмотреть на карточку и представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте. Уберите карточку. Пусть он припомнит и нарисует каждое из животных. Проверьте, правильно ли это ему удалось.
  • “Картинка” — эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.
  • “Кручу-верчу” — Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера (линейка, карандаш, заколка и т.д.). Дайте ему 30 сек на запоминание, потом он отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.
Читайте также:  Виды эпилепсии и причины развития заболевания

Для развития слуховой памяти

  • “Чемодан” — несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…карту». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту и…компас!». Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту, компас и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.
  • “Пары слов” — Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Как лучше устраивать такие игры ребенку?

  • Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
  • Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.
  • Если ребенок справился с заданием, похвалите его и можно вручить небольшие призы и поощрения.

И еще несколько простых советов от нас для развития памяти ребенка. Это уже не игры, а не навязчивые действия:

Развиваем память у младших школьников: простые и полезные упражнения и игры
  1. По дороге из школы расспрашивайте ребенка о том, как прошёл его день. С кем он сегодня играл или ссорился, во что была одета учительница, кого сегодня ругали (за что?) и кого хвалили (опять же — за что?) и т.д.
  2. Вместо того, чтобы сажать ребёнка перед телевизором (компьютером), предложите ему заняться лепкой, аппликацией, вышивкой, легким конструированием. Всё это развивает мелкую моторику, которая «тянет» за собой весь интеллект. Ведь вокруг зоны головного мозга, отвечающей за движение кистей рук, расположены речевой центр, а также зоны внимания, мышления, концентрации и, конечно, памяти.
  3. Ни дня без спорта. Адекватная физическая нагрузка способствует лучшему кислородоснабжению мозга. Поэтому на прогулке организуйте своему ребёнку и его друзьям подвижные игры.
  4. Полноценный сон. Ночной сон дошкольника должен длиться минимум 9 часов.
  5. «Правильная» еда. Крепкой памяти способствует регулярное употребление в пищу каш, орехов, рыбы жирных сортов, бобовых, разных овощей и фруктов.

Как видите, упражнения для развития детской памяти выполнять совсем не сложно. Родителям важно уделять этому внимание и время. Так вы поможете ребенку без проблем запоминать информацию.