Умственная отсталость

Умственная отсталость – это задержка и недостаточное развитие психики и интеллекта у человека, что чаще всего диагностируется в 2-3 года, в некоторых случаях – ближе к школьному возрасту. Симптомы умственной отсталости ярко выражены. При таком диагнозе у человека наблюдается отставание от среднего уровня интеллектуального и психического развития для конкретного возраста, заметно ухудшается качество жизни, адаптация в социуме.

Знаете ли Вы, что многих гениев в детстве считали умственно отсталыми?

 (факты из биографий)

1. 

Томаса Эдисона выгнали из школы после первых четырёх месяцев обучения, учитель сказал, что он умственно отсталый.

В дальнейшей жизни: 

Эдисон получил в США 1093 патента и около 3 тысяч в других странах мира. Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, изобрёл фонограф. Именно он предложил использовать в начале телефонного разговора слово «алло».

2. 

Бросившего медицину Дарвина отец с горечью укорял: «Тебя ничего не интересует, кроме ловли собак и крыс!»А далее:

Книга Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» вышла в 1859 г., и её успех превзошел все ожидания.

Его идея эволюции встретила страстную поддержку одних учёных и жёсткую критику других.

Этот и последующие труды Дарвина «Изменения животных и растений при одомашнивании», «Происхождение человека и половой отбор», «Выражение эмоций у человека и животных» немедленно после выхода переводились на многие языки.

3. 

Уолт Дисней был уволен из газеты за недостаток идей.

Чтобы далее стать создателем первых в истории кинематографа звукового, музыкального и полнометражного мультфильмов.

За свою необыкновенно напряжённую жизнь Уолт Дисней как режиссёр снял 111 фильмов и был продюсером ещё 576 кинофильмов.

Выдающиеся заслуги Диснея в области киноискусства отмечены 26 статуэтками «Оскара» и премией имени Ирвинга Тальберга, обладающей статусом «Оскара», а также многими другими наградами и премиями.

4. 

Учитель Бетховена считал его совершенно бездарным учеником.

А впоследствии: Людвиг ван Бетховен признан ключевой фигурой западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире.

Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Читайте также:  Как отличить ревматоидный артрит от фибромиалгии?

5. 

Знаете ли Вы, что многих гениев в детстве считали умственно отсталыми?

Эйнштейн не говорил до четырёх лет. Его учитель характеризовал его, как умственно отсталого человека.

Он разработал несколько значительных физических теорий:

  • Специальная теория относительности (1905). В её рамках — закон взаимосвязи массы и энергии: .
  • Общая теория относительности (1907—1916).
  • Квантовая теория фотоэффекта.
  • Квантовая теория теплоёмкости.
  • Квантовая статистика Бозе-Эйнштейна.
  • Статистическая теория броуновского движения, заложившая основы теории флуктуаций.
  • Теория индуцированного излучения.
  • Теория рассеяния света на термодинамических флуктуациях в среде.

6. 

Отец Родена , говорил: «У меня сын – идиот. Он трижды не поступил в школу искусств».

А известен стал великий скульптор Франсуа́ Огю́ст Рене́ Роде́н тем, что достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела. Среди главных произведений Родена скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй».

7. 

Моцарту, одному из самых гениальных композиторов, император Фердинанд сказал, что в его «Женитьбе Фигаро» «слишком мало шума и слишком много нот».

По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха.

Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской  классической школы.

8. 

Наш соотечественник Менделеев имел тройку по химии.

Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель.

Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический»  Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.

9. 

Когда Маркони придумал радио и рассказывал своим друзьям, что будет передавать слова на расстоянии по воздуху, они посчитали его сумасшедшим и отвели к психиатру. Но уже через несколько месяцев его радио спасло жизнь многим морякам.

Гулье́льмо Марко́ни (итал. Guglielmo Marchese Marconi) — маркиз, итальянский радиотехник и предприниматель, один из изобретателей радио; лауреат Нобелевской премии по физике за 1909 год.

Стоит задуматься!

Причины

Основные факторы, влияющие на динамичное развитие заболевания у плода, также оказывают непосредственное влияние и на организм будущей матери.

Также болезнь может развиться в первые месяцы жизни ребенка на фоне интоксикации организма, травм мозга, инфекционных недугов.

Условно все причины подразделяются на генетические (грубые хромосомные нарушения, а также генные мутации) и внешние (перинатальные, пренатальные и постнатальные).

Главными причинами умственной отсталости являются:

  • воздействие токсинов и ядов на организм беременной женщины;
  • инфекционные болезни, перенесенные во время беременности, среди которых тяжелые формы гриппа, краснуха и т.п.;
  • заражение плода простейшими, которые находятся в организме будущей матери;
  • нарушение обмена веществ матери;
  • травмы ребенка во время его вынашивания;
  • тяжелая родовая деятельность (наложение щипцов, вакуум, выдавливание, гипоксия, асфиксия);
  • генетическая предрасположенность у обоих родителей;
  • воспаление и травмы головного мозга у ребенка после рождения;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • употребление матерью алкоголя, наркотических веществ, курение;
  • алкоголизм одного из родителей.
Читайте также:  Виды, степени, причины и лечение дисфагии

Симптомы Умственной отсталости:

В клинике выделяют психопатологическую оценку умственной отсталости от легкой до глубокой отсталости; неврологические нарушения, в частности очаговые нарушения и дискинезии, например нарушение способности к тонким моторным действиям; нарушения поведения от расторможенности до аномальной реакции на стресс; высокую степень имитативности и внушаемости при отсутствии или невыраженной гипнабельности. При генетически обусловленных олигофрениях характерны также поражения других органов или систем (зрения, печени, кожи) и часто особый фенотип. Например, при фенилпировироградной олигофрении характерна мраморность кожи, мышиный запах, при нарушении обмена меди (болезнь Менкеса) — низкий порог судорожной активности и курчавость волос, при болезни Марфана — глубоко сидящие глаза, паучьи пальцы и выступающие надбровные дуги и т. д.

На фоне умственной отсталости возможно развитие психозов, напоминающих гебефреническую или параноидную шизофрению, аффективных расстройств, напоминающих депрессивные и маниакальные эпизоды. В этом случае они относятся к органическим аффективным или шизофреноподобным расстройствам, поскольку олигофрения вызвана всегда органическими причинами.

Умственная отсталость может развиваться при тяжелых соматических заболеваниях или сенсорной недостаточности (глухота, слепота), которые препятствуют оценке интеллектуального уровня (F78). При развитии умственной отсталости возможны нарушения поведения, которые ранее относились к олигофрениям с атипичной структурой дефекта. В настоящее время говорят о поведенческих нарушениях, требующих внимания или лечебных мер. K. Schneider считал, что у пациентов с умственной отсталостью черты личности выглядят более ярко, чем у лиц с нормальным интеллектом, он, в частности, выделял у них следующие черты: торпидные (тормозимые), эректильные (возбудимые), апатично пассивные, ленивые любители наслаждений, упрямо своенравные, безрассудно сопротивляющиеся, постоянно изумленные, упрямые проныры, коварные хитрецы, преданно навязчивые, самоуверенные резонеры, хвастливые краснобаи, вечно обиженные, агрессивные обвинители.

Диагностика

Следует сразу отметить, что только лишь показатели IQ не могут быть использованы в качестве основного и единственного критерия в диагностике олигофрении. Дело в том, что нередки случаи, при которых люди при низких показателях IQ другие признаки олигофрении в собственном состоянии не определяли почвы для установления подобного диагноза. Соответственно, диагноз «олигофрения» устанавливается на основании общей оценки бытовых навыков и психического состояния пациента, оценки уровня его социальной адаптации и изучения анамнеза на предмет перенесенных ранее заболеваний. Только комплексный подход определяет возможность поставить пациенту диагноз «умственная отсталость».

Читайте также:  Восстановление после инсульта через 5 лет

Олигофрения в младенческом возрасте, а также в детском возрасте проявляться может в такой форме задержки развития, которую позволит определить своевременное посещение врача. В рамках условий дошкольных учреждений умственная отсталость у детей сопровождается проблемами с адаптацией, режим дня соблюдать детям трудно, как трудно и осваивать занятия с воспитателями – они при таком состоянии становятся слишком сложными.

Олигофрения у детей школьного возраста может быть выявлена за счет соответствующего внимания к ребенку и в частности – настороженности к его повышенной невнимательности, плохой успеваемости, особенностям поведения. Олигофрению также зачастую сопровождают симптомы в виде частых головных болей, судорожных припадков, тиков, частичных параличей при поражении конечностей.

В основном умственная отсталость поддается распознаванию в период раннего возраста. Умственная отсталость, развивающаяся на генетическом уровне, определяется у плода в период беременности (скрининговое обследование в условиях женской консультации и роддома). При выявлении симптоматики, свойственной фенилкетонурии (как одной из форм умственной отсталости) и лечении, начатом в период до достижения ребенком возраста двух-трех месяцев, имеются шансы на сохранение интеллекта. Учитывая это, наблюдение педиатра крайне необходимо как в период новорожденности, так и в период раннего детского возраста. В целом своевременное лечение в рамках возможных к реализации мер позволяет добиться нормальной адаптации ребенка под те условия, которые подразумевает под собой самостоятельная жизнь.

Куда обратиться к специалистам

В районной поликлинике находятся специалисты, которые будут наблюдать пациента с деменцией. Участковый терапевт посетит больного на дому или примет на амбулаторном поликлиническом приеме. Этот врач оценивает характер патологических симптомов и дает направление к другим врачам.

Невролог и психиатр ведут прием больных в районной и городской поликлинике. Специалист по деменции консультирует пациентов на базе областной клинической больницы или специализированных клиник в крупных городах.

Порядок осмотра

Деменция развивается с потерей самокритики к своему состоянию, поэтому инициатором посещения врача должны стать родственники больного

При отказе явиться на прием к специалисту, близкие люди могут акцентировать внимание на конкретных жалобах на самочувствие:

  • головную боль;
  • головокружение;
  • шум в голове и ушах;
  • шаткость походки.

Затягивать визит к врачу нежелательно, потому что при отсутствии лечебной коррекции стадии деменции могут развиваться стремительно. Только своевременно начатое лечение дает возможность максимально долго сохранять практические навыки и информацию.